Стиль модерн в архитектуре и интерьере

Архитектурный стиль модерн (фр. moderne — новейший, современный; англ. modern — современный, новый), появившийся в конце девятнадцатого - начале двадцатого века, тесно связан с историей развития человеческого общества, его прогрессивным движением вперед. Возникший на фоне подъема промышленной индустрии и активного развития науки и техники, переломный по содержанию, модерн стал олицетворением новой эпохи.

Яркие и выразительные сооружения в стиле модерн стали первым шагом к освоению новых качественных материалов и передовых технологий, которые открыли широкие возможности для строительства объектов с новой эстетикой.

Переломный по содержанию, модерн стал олицетворением новой эпохи

Креативный стиль сформировал абсолютно новую архитектуру, выражающуюся в новаторском рывке к ярким выразительным формам. Использование современных материалов и воплощение смелых творческих идей дали возможность создать шедевры архитектурного искусства, многие из которых до сегодняшнего дня остаются памятниками непревзойденного высочайшего графическо-скульптурного мастерства. Изысканный и чувственный стиль подарил человечеству великолепные образцы архитектуры, сыграл важную роль в дальнейшем развитии городского зодчества.

История возникновения стиля

Стиль модерн возник в европейском и американском искусстве в конце XIX – начале XX века, в период, когда неоклассицизм потерял прежний колорит, а общество желало свежих креативных форм. Пришедшей на место эклектики, модерн стремился выработать новый художественный язык, соответствующий своей эпохе.

Термин модерн был впервые употреблен в 1880-х годах в бельгийском журнале L'Art Moderne для описания работ группы Les XX, созданной в 1883 году из двадцати бельгийских художников, дизайнеров и скульпторов, стремящихся к реформе через искусство.

Развивающаяся промышленность уже позволяла укреплять конструкцию построек железными опорами, проектировать большие витринные окна, строить высотные здания. Но делалось это очень осторожно, даже как будто стыдливо. Например, чугунные колонны могли быть спрятаны под декором другого привычного стиля, барокко или классицизма.

Обложка первого номера журнала L'Art Moderne

Одним из первых, кто открыто применил металл, был французский архитектор А. Лабруст. Постепенно другие архитекторы также стали открыто демонстрировать промышленные новшества, при этом стараясь привнести что-то свое, индивидуальное.

Библиотека Святой Женевьевы по проекту А. Лабруста

Временные рамки активного развития стиля условно определяются границами с конца 1880-х до 1914 года, до начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. Этот период истории человечества характеризовался бурным развитием индустрии, науки и техники, что оказало непосредственное влияние на формирование нового стиля, совершенно незнакомого, и вместе с тем, весьма оригинального, и что очень важно, соответствующего реалиям.

Одним из результатов технической и промышленной революции стало появление надежных и прочных материалов, среди которых основное место занимает железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал.

Анри Лабруст

Придуманный простым французским садовником Жозефом Монье для изготовления садовых кадок для растений, он был впервые запатентован в 1867 году, что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона).

Железобето́н (нем. Stahlbeton) — строительный материал, состоящий из бетона и стали. Запатентован в 1867 году Жозефом Монье как материал для изготовления кадок для растений. (википедиа)

Невероятно лёгкие и прочные конструкции позволили проектировать интересные и смелые архитектурные формы сначала в промышленном строительстве, а затем в жилых и общественных зданиях.

В это же время в строительстве начинает активно использоваться металл. Металлические конструкции с огромными, ранее невиданными пролётами, применяются в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков.

Жозеф Монье, один из изобретателей железобетона

Отсчет окончательного формирования стиля в Европе традиционно ведется со времени проведения Всемирной парижской выставки 1900 года. Павильоны выставки, воздвигнутые на берегах Сены, демонстрировали абсолютно новую, яркую и выразительную архитектуру. Эйфелева башня, как самый яркий и интересный объект выставки, стала символом технического и строительного прогресса XIX века.

Модерн, – это, прежде всего, новизна, смелость идей, разрыв с традицией и свобода выражения.

При наличии общих характерных черт, в каждой стране модерн приобретает свои отличительные особенности и получает собственное название. Так, например, в России его называют модерн, в США - тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – либерти, в Испании – модернизмо, в Нидерландах – новое искусство, в Швейцарии – еловый стиль.

Разнообразие названий нового художественного направления в архитектуре дает представление об основных темах и мотивах, определяющих модерн, – это, прежде всего, новизна, смелость идей, разрыв с традицией и свобода выражения.

Условно в развитии и становлении стиля можно выделить три этапа:

1. 1890-1900 годы. Этот период связан с определением основных задач и обновлением художественно-образного языка архитектуры. Это время разработки новых приёмов пространственных композиций, усиление тенденций использования новых материалов, ориентация на орнаментальность, поиск новых декоративных мотивов и т. д. 2. 1900-1905 годы. Период характеризуется постепенным отходом от декоративности и более активным и последовательным освоением строительных материалов нового образца. 3. 1905- 1910 годы. Данный этап отмечен стремлением к простоте, строгости, последовательному использованию прогрессивной строительной техники.

Эйфелева башня - символ технического и строительного прогресса XIX века

Основателем стиля модерн считается бельгийский архитектор Виктор Орта (Victor Horta 1861-1947), который первым стал активно использовать в своих проектах стекло, металлоконструкции и декор в виде металлического растительного орнамента.

Основателем стиля модерн считается бельгийский архитектор Виктор Орта (Victor Horta 1861-1947)

Первым в мире сооружением в стиле модерн считается собственный дом Виктора Орта, демонстрирующий первый успешный опыт создания новых материальных форм. Виктор Орта является автором нескольких знаковых сооружений в стиле модерн, которые находятся в списке «Всемирное наследие ЮНЕСКО» – это собственный дом архитектора, дом учёного и профессора Эмиля Тасселя, особняк промышленника Армана Сольве и особняк Эдмонда ван Этвельде, первого министра и советника короля Леопольда II, построенные в Брюсселе. Сегодня частный дом Орта существует как Музей Орта, а другие частные особняки функционируют как отели.

Особняк Эмиля Тасселя, архитектор Виктор Орта
Особняк Армана Сольве, архитектор Виктор Орта
Собственный Дом Орта, архитектор Виктор Орта
Особняк Эдмонда ван Этвельде, архитектор Виктор Орта
Викто́р Орта́

Модерн во Франции

Ученик Виктора Орта Эктор Гимар (Hector Guimard 1867- 1942) распространил бельгийскую версию модерна на Францию, создав в 1900 году знаменитые наземные павильоны парижского метро с эффектными металлическими оградами, навесами и торшерами, стилизованными под причудливо изгибающиеся стебли растений. Из первоначально установленных ста шестидесяти семи входов сегодня сохранились восемьдесят восемь.

Один из входов в парижское метро, архитектор Эктор Гимар
Эктор Гимар

Модерн в Испании

В Испании стиль модерн был заложен благодаря архитектурному творчеству Антонио Гауди (Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet 1852-1926), в основе работ которого лежит выражение возможностей железобетона в сочетании с тщательной проработкой формы и декора.

Искупительный храм Святого Семейства, Барселона. Архитектор Антонио Гауди

Модерн Гауди имеет абсолютное авторское начало с неповторимым индивидуальным наполнением, переводящим строительство объектов из области архитектуры в область скульптуры. Невероятно эффектные, живописные и одновременно конструктивные постройки Гауди в Барселоне, включенные в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» – Дом Висенс, построенный для семьи промышленника Мануэля Висенса, Дом Мила, выполненный по заказу текстильного магната и политика Пере Мила-и-Кампс, Дворец Гуэля и Парк Гуэля, созданные для каталонского промышленника, графа Эусеби Гуэль-и-Басигалупи.

Дом Бальо, архитектор Антонио Гауди

Самое известное детище архитектора - Искупительный храм Святого Семейства, являющийся символом Барселоны. Гауди посвятил созданию храма 42 года своей жизни, но завершить строительство архитектурного шедевра, к сожалению, в связи со смертью не успел. Строительство величественного собора продолжается до сих пор. Предполагается, что он будет достроен к 2026 году, став самой высокой церковью мира.

Дом Мила, архитектор Антонио Гауди
Парк Гуэля, архитектор Антонио Гауди
Антонио Гауди

Модерн в Германии

Для немецкой версии модерна - югендстиля, характерны сдержанность, обилие стекла и бетона. В основе стиля лежат природный орнамент и естественная красота линий. Он противопоставляет строгой рациональности свободу творческой фантазии, прямым линиям - плавные, естественные очертания, плоским поверхностям - изящество декоративных рельефных орнаментов.

Колыбелью югендстиля стал Мюнхен - столица Баварии, а своим названием стиль обязан мюнхенскому журналу «Югенд». В стиле модерн в Мюнхене работали многие известные архитекторы, среди которых П. Беренс, А. Эндель, Б. Пауль, Р. Римершмидт, Б. Панкок, Т. Фишер, М. Дюльфер.

Вилла Петера Беренса, архитектор П. Беренс
Эндельской Двор в Берлине, Германия, архитектор А. Эндель
Вилла Линденхоф , архитектор Р. Римершмидт

Модерн в Вене

Венский модерн представлен творчеством Отто Вагнера (Otto Koloman Wagner 1841-1918), которого по праву считают лидером его австрийской ветви - сецессиона. Стиль практической полезности, разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим сецессион иногда называют стилем квадрата.

Майоликхаус в Вене, архитектор Отто Вагнер

Среди созданных Отто Вагнером шедевров архитектурного искусства - Здание Почтового сберегательного банка в Вене, церковь Ам-Штайнхоф или церковь святого Леопольда, несколько жилых и доходных домов, и, конечно же, уникальный Майоликхаус - дом, фасады которого украшены глазурованной майоликой, расписанной цветочными мотивами.

Здание Почтового сберегательного банка в Вене, архитектор Отто Вагнер

Представителями венского модерна также являются австрийский архитектор Йозеф Хоффман, словенский архитектор Йоже Плечник и чешский архитектор Ян Котера, привнесшие в стиль оттенок народности.

Храм Святого Леопольда в пригороде Вены, архитектор Отто Вагнер
Дом банкира Пале Стокле в Брюсселе, Бельгия, архитектор Йозеф Хоффман
Отто Вагнер

Модерн в Англии

Самым ярким представителем стиля модерн в британской архитектуре был Ч.Р. Макинтош (Charles Rennie Mackintosh 1868- 1928), создавший так называемый шотландский стиль Глазго, легкоузнаваемый и безупречно элегантный. Особенностями шотландской версии общеевропейского модерна были благородная сдержанность и геометризм форм в сочетании с изысканностью и тончайшей проработкой деталей. При этом шотландский дух проявлял себя в особой любви к кельтской символике.

Дом Любителей Искусства в Глазго, Шотландия, архитектор Ч.Р. Макинтош

В своих архитектурных и дизайнерских проектах Ч.Р. Макинтош использовал метод «изнутри наружу», то есть первоначально осуществлялась планировка внутреннего пространства, а затем под ее влиянием формировались форма и внешний вид здания.

«Дом на холме» для издателя Уолтера Блэки в Хеленсбурге, Шотландия, архитектор Ч.Р. Макинтош

Макинтошу также принадлежит разработка идеи тотального дизайна, предполагающего эстетическое единство внешнего облика здания и его интерьера. Здание со всем его внешним и внутренним содержанием рассматривалось им как единая гармоничная система, целостный объект, все элементы которого должны иметь стилевое единство.

Вилла Линденхоф , архитектор Р. Римершмидт
Чарльз Ренни Макинтош

Модерн в США

Из Европы модернизм проник в США, где была сформирована Чикагская архитектурная школа, которой принадлежит приоритетная роль в проектировании и строительстве первых высотных зданий. Идеологом школы и отцом американского модернизма считается Луис Генри Салливан (Louis Henry Sullivan 1856-1924), создатель одного из первых небоскребов и разработчик концепции органической архитектуры, активный поборник функционального подхода, автор знаменитого изречения «форма следует функции». В США конец 19 столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом, благодаря которому дома могли уже достигать высоты 15—20 этажей.

Десятиэтажное здание Уэнрайт-билдинг, архитектор Л.Г. Салливан
Магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго, архитектор Л. Г. Салливан
Луис Генри Салливан

Модерн в России

Новое течение охватило и Россию, причем не только ее европейскую часть, но Урал и Сибирь. Модерн в русском виде вобрал в себя все характерные веяния стиля и оживил их народным фольклором. В основе проектов можно встретить черты византийских церквей и боярских хором семнадцатого века, роскошные ажурные конструкции с множеством арочных элементов и витражные окна больших размеров.

Дача Великого князя Б.В. Романова в Царском Селе, архитекторы Шернборн и Скотт.

Региональные отличия внутри страны проявлялись в этажности и выборе основных материалов. Так, например, в столице строили многоэтажные здания из камня, в других местах – из дерева с каменным цоколем. Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: северным (петербургским) и московским.

Дом компании «Зингер», сегодня «Дом книги», архитектор Павел Сюзор

Северный модерн развивался под влиянием работ скандинавских мастеров - Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э. Сааринена. Для него были характерны плавность линий, продуманная гармония форм и материалов, этнографический фасадный декор на темы природы и фольклора родного края.

Елисеевский магазин, архитектор Г. В. Барановский

Основное и существенное отличие северного модерна от европейского собрата заключалось в отсутствии избыточной декоративности и многоцветности. Северный модерн сохранял симметрию, использовал прямоугольные башни, отказывался от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов. Цветовая гамма фасадов, как правило, ассоциировалась с холодными северными скалами и средневековыми замками.

Особняк примы-балерины Кшесинской, архитектор А. И. фон Гоген

В отделке фасадов использовались как природные, так и искусственные материалы. Практиковалась грубая кладка цоколя из неотёсанного массивного камня - преимущественно серого карельского гранита. Характерной чертой северного модерна являлись скульптурные рельефы, которыми украшали фасады.

Витебский вокзал, архитектор С. А. Бржозовский

Первым по времени архитектурным строением северного модерна считается дача Великого князя Бориса Владимировича Романова, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Селе. Сейчас здание занимает Всероссийский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова.

Дом Капустина, архитектор А.Ф. Бубырь

Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является Дом компании «Зингер», созданный архитектором Павлом Сюзором. Впервые в здании был использован металлический каркас, который снизил нагрузку на стены и позволил создать первые окна-витрины. Сегодня в этом здании располагается «Дом книги».

Московский модерн отметился преимущественно частными домами
Дом К.Х. Кельдаля на Австрийской площади, архитектор В.В. Шауб

Московский модерн отметился преимущественно частными домами, что коренным образом отличало его от петербургского направления. Идеологию направления обосновали и развили в Абрамцевском кружке, объединении художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым. Для московского направления были характерны асимметричные фасадные композиции с разновысотными объемами. Зачастую использовались разнофактурные облицовочные материалы.

В качестве доминирующих архитектурных акцентов выполнялись эркеры, а для украшения экстерьеров создавались композиции из флористических и геометрических декоров. Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве был особняк предпринимателя Отто Листа, созданный архитектором Л. Н. Кекушевым.

Особняк предпринимателя Отто Листа, архитектор Л. Н. Кекушев
Особняк владелицы текстильного предприятия А.И. Дерожинской, архитектор Ф. О. Шехтель
Особняк предпринимателя и коллекционера С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель
Ярославский вокзал, архитектор Ф. Шехтель
Здание торгового дома «Мюр и Мерилиз», современный ЦУМ, архитектор Р.И. Клейн

С началом Первой мировой войны естественное развитие искусства, в том числе и бурный расцвет модернизма, в большинстве стран Европы прерывается. Дальнейшая судьба модерна дискуссионна. По одной версии, после Первой мировой войны он перетёк в функционализм, ярким представителем которого был Ле Корбюзье, полностью отказавшийся от декора и орнамента, оставив от модерна только стекло и железобетон. По другой версии, после Первой мировой войны модерн сменился стилем арт-деко, а затем модернизмом.

Характеристика стиля модерн в архитектуре

Стиль модерн, возникший как альтернатива эклектизму, объединил функциональность и эстетичность, создав цельный, синтетический образ, в котором внешние и внутренние объемы составляют единую и гармоничную композицию с обилием плавных, текучих форм и использованием новых технологий и материалов.

Сторонники модерна, отказавшись от использования исторических стилей, стремились к созданию новых, ярких и выразительных форм. Как ни один из других стилей, модерн впитал в себя черты различных направлений и подвергся влиянию многих национальных культур и традиций.

Отсутствие в этот период основных проблем, имеющих место в архитекторе XIX века, среди которых давление эстетических предпочтений заказчика, недостаток средств для реализации проектов и отсутствие профессиональных строителей, породило небывалый всплеск новых смелых идей и парадигм.

Желая соответствовать времени, используя революционные инженерные решения и материалы, модерн все же оглядывался назад и обращался к образам прошлого. Художников по-прежнему вдохновляли барокко и рококо, народный фольклор, мавританское искусство, средневековая готика, ампир, Египет, греческая архаика, но и, конечно же, японское искусство с их линейным ритмом и эстетской декоративностью.

Дом сессиона в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих.

Вобрав в себя лучшие черты других стилей, модерн стал удивительно многолик - создаваемые здания могли напоминать и мавританские дворцы, и средневековые замки, и романтические особняки, и строгие заводские корпуса. Наиболее ярко модерн проявился в архитектуре частных особняков и в строительстве промышленных, торговых и деловых зданий - бирж, вокзалов, банков.

Архитекторы создают удивительные по красоте здания, эмоционально насыщенные, романтические и элегантные. Главная особенность модерна заключалась в его необычности, неповторимости, несхожести с предыдущими стилевыми направлениями, несмотря на то, что в его проектах использовались элементы из других архитектурных стилей. Однако архитекторы модерна не копировали образцы прошлого, а лишь свободно их интерпретировали.

Основными признаками стиля модерн, с одной стороны, были рациональные конструкции с использованием облицовочной керамики, стекла, железобетона, с другой – его декоративность. При этом, архитектура зданий не разделялась на декоративные и конструктивные элементы. В основе стиля было заложено эстетическое осмысление форм, а красота и декоративность несущих конструкций позволяла забыть об их практическом назначении.

Архитекторы модерна не копировали образцы прошлого, а лишь свободно их интерпретировали.

Зачастую архитектура строилась по принципу «изнутри наружу», то есть первоначально осуществлялось внутреннее планирование, а уже затем формировался внешний вид здания. Такой подход в архитектуре привел к созданию оригинальных асимметричных зданий с необычными формами и элементами конструкции, а ярко оформленные фасады превращали здания в фантазийно-сказочные строения.

Для нового стиля стало характерным тесное слияние природных и рукотворных форм, что выгодно выделяло его среди других стилей. Одним из главных источников вдохновения стала естественная красота природы. Вместо исторических образцов, на которые опирались предшествующие архитектурные направления, модерн берет за основу органические природные мотивы.

Особняк О.А. Листа в Москве, архитектор Л. Н. Кекушев. Мозаичное панно над входом работы В.Ф. Валькота.

Существенным толчком к созданию нового архитектурного стиля, стали идеи и образы, доминирующие на тот момент в изобразительном искусстве. Невозможность воплощения красивых и ярких образов на бумаге в реальные архитектурные объекты с появлением новых материалов и технологий, наконец, стала реальностью.

Особняк Н.И. Казакова в Москве, архитектор К.К. Гиппиус. Маскарон и ирис на фасаде.

Модерн успешно синтезирует ряд направлений в искусстве, в том числе живопись, пластику, архитектуру и прикладное творчество. Богато украшенные, изогнутые или наклонные колонны, арочные конструкции, закругленные дверные и оконные проемы, сложное декоративное остекление и многие другие характерные элементы модерна были созданы благодаря новым технологиям века.

Модерн – это один из самых уникальных стилей в искусстве, когда художникам, архитекторам и дизайнерам была предоставлена возможность свободно реализовываться и проявлять абсолютно свободную фантазию.

Новые материалы и современные технологии не только позволили создать необыкновенно красочные фасады, но и дали возможность повысить этажность зданий, расширить окна и арки, что оказало влияние на повышение комфортности объектов. Излюбленными деталями зданий были окна и двери в виде буквы омега, которая напоминала улыбку, из-за чего архитектуру модерна прозвали улыбающейся. Здания с громадными окнами-витринами и витражами - красочными картинами из цветного стекла, необыкновенно интересные и фантастично украшенные фасады со скульптурами и растительным орнаментом ассоциировались с произведениями искусства.

В дизайне фасадов повсеместно использовались морские волны, силуэты растений, животных, человеческие фигуры и маскароны. Наиболее распространенными были бутоны цветов как символ появления новой жизни и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. Предпочтение отдавалось лилиям, кувшинкам, ирисам и орхидеям. Прекрасно поддавались стилизации грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Популярными были также образы женщин с длинными, струящимися волосами и женские локоны.

Дом компании «Зингер» в Петербурге, архитектор Павел Сюзор
Саввинское подворье в Москве, архитектор И.С.Кузнецов

Отличительным признаком орнамента также стала непрерывная линия под названием «удар бича». Она явилась образным выражением свойств металла, своеобразной эмблемой времени. Эту линию сравнивали с биологическими формами и считали, что она вызывает ассоциацию с живым организмом, а изящество ее изгиба стало образцом графического искусства, воплощенного в дизайне стиля модерн. Считается, что орнамент снова вошел в моду именно благодаря популяризации данного направления.

Утонченность, изысканность и романтичность составляют основной принцип модерна, в этом выражается его главная идея. Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна.

Дворец каталонской музыки в Барселоне, архитектор Льюис Доменек-и-Монтанер.

Модерн – это один из самых уникальных стилей в искусстве, когда художникам, архитекторам и дизайнерам была предоставлена возможность свободно реализовываться и проявлять абсолютно свободную фантазию. Он имел народные корни, опирался на передовую промышленную базу, вбирая в себя все достижения мировой архитектуры. Век модерна оказался недолгим, но этот период в истории архитектуры стал одним из самых ярких и интересных. За короткое время он существенно изменил облик многих городов, а сохранившиеся до наших дней здания продолжают восхищать и удивлять, подтверждая жизненность и демократичность стиля.

Отличительные особенности стиля модерн в архитектуре

Архитектурно-художественный образ здания продиктован его функциональным назначением. Действует принцип «изнутри наружу»- первоначально осуществлялось внутреннее планирование здания, затем формировался внешний вид дома. Такой принцип построения сооружений положил начало многообразию форм и композиционной широте. Традиционно в 18-19 веках предполагалось движение от внешнего облика дома к внутренней организации.

Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов - симметрии, ордера и античного декора фасадов. Сооружения имеют необычные формы и визуальную легкость. Преобладает асимметрия композиционно-объемных решений. Фасады имеют округлые, иногда фантастически выгнутые контуры проемов. Часто очертания зданий имеют расплывчатую конфигурацию, образуют спиралевидные планы или превращаются в структурную бесформенность.

Вместо прямых углов и контуров модерн предпочитает более естественные природные конфигурации, что приводит к текучим силуэтам и подчеркнутой декоративности. Главная черта в декоре фасадов - кривая изогнутая линия. Преобладают вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. Здания растут вверх и имеют незавершенный вид, создавая иллюзию бесконечного роста. Это достигается как за счет использования криволинейных форм, так и за счет всевозможных элементов, например, колонн и пилястров, которые проходят через все строение и устремляются вверх.

Используются новые материалы - железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич, которые позволяют реализовать смелые авторские идеи. В оформлении фасадов применяются большие стеклянные витражи, кованый металл, необработанный природный камень, дерево. Для создания декоративных деталей, украшающих фасады, используются мозаика, эмаль, латунь.

Конструкции выполняются как из легкого алюминия, так и из традиционного железобетона, пролетные строения - арочного, вантового и балочного типов.

Благодаря творческому применению стали, листового стекла и железобетона в дизайне домов отчетливо ощущается слияние естественных и рукотворных форм.

Конструкции крыш имеют сложные конфигурации - складчатые, изломанные, изогнутые, висячие и в виде оболочки.

Двери, как правило, прямоугольные, часто арочные плоской формы, с мозаичным орнаментом или декорированные. Они нередко смещены в сторону от центра здания. Иногда двери имеют достаточно большие размеры, во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Часто двери имеют форму буквы Омега.

Органичным выражением стиля являются окна, их форма и декор. Они обычно прямоугольные, вытянутые кверху, часто с роскошным растительным декором, иногда арочные или ленточные. Появляются широкие «магазинные» или витринные окна во всю стену. Оконные проемы могут иметь нестандартную конфигурацию, в том числе овальную, круглую, трапециевидную, узкую в виде бойницы. Излюбленными деталями зданий становятся окна в виде буквы Омега. Окна на одном здании могут быть неодинаковой величины. Расположение их возможно несимметричное, что производит впечатление естественного беспорядка и природной наивности.

Стилю свойственен принцип единства целого. Возрождается традиция проектирования строения от фасада и до мелких деталей интерьера, создание единого архитектурного ансамбля. Все составные элементы экстерьера и интерьера подчинены одной стилевой эстетике.

Большое внимание уделяется внешнему оформлению зданий, благодаря этому они превращаются в произведения искусства. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Популярно намеренно фантазийное оформление зданий. Широко применяются декоративные элементы: лоджии и галереи с балюстрадами, балясины неклассических форм, изящные балконы и живописные террасы, лепные и мозаичные украшения на стенах и окнах. Излюбленной формой для балконов стал многоугольник с выступающими консолями. Фасады оформляются вычурными карнизами и наличниками причудливых форм. Крыши украшаются стильными башенками и шпилями. Часто для оформления экстерьера используются ажурные металлические детали.

Органической частью сооружений становятся орнаменты, в основу которых положены природные формы. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Отличительным признаком орнамента стала непрерывная линия под названием «удар бича».

Основные цвета стиля пастельные. Популярны приглушенные оттенки: оливковые, серые, серо-голубые, табачные оттенки, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.

Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту. Увеличивается этажность зданий, появляются лифты и центральное отопление.

«Конопляный» фриз
«Рябиновый» фриз
Женские горельефы
Маскарон на фасаде

Особенности стиля модерн в интерьере

Говоря об особенностях интерьера в стиле модерн, уместно вспомнить слова великого американского художника и дизайнера Луиса Комфорта Тиффани (Louis Comfort Tiffany, 1848 – 1933), о том, что этот стиль подчиняется только фантазии художника. Модерн - один из самых элегантных, изысканных и утонченных стилей, именно он впервые рассматривает архитектуру здания и его внутреннее оформление как одну целостную композицию.

Декларирующий равенство искусств и ремесел, стиль признает равными по значению архитектурное проектирование и оформление интерьеров, а его лучшие архитекторы и художники посвящают себя дизайну предметной среды. Экстерьер и интерьер в модерне мыслятся как единое целое, в котором все подчинено одной цели и выполнено в едином эстетическом стиле.

Модерн - один из самых элегантных, изысканных и утонченных стилей, именно он впервые рассматривает архитектуру здания и его внутреннее оформление как одну целостную композицию.

Синтез искусств находит воплощение в роскошных особняках, где живопись и скульптура, цветные витражи и мозаика, мебель и декоративное стекло подчинены единому образу. При этом, созданный дизайн сочетается с новейшим комфортом - стеклянными оранжереями, радиаторным отоплением, лифтами и бассейнами. Провозглашая лозунг «Назад к природе», модерн сочетая в себе естественную красоту и изящество природных мотивов с современными комфортными формами.

Характерные черты стиля модерн в интерьере

Непременные атрибуты стилистики модерна в интерьере - единство архитектуры и внутреннего оформления. Архитектура и интерьеры мыслятся как единое целое, в котором все тщательно продумано и подчинено основной идее художника. Все линии дизайна, предметы мебели и декора, аксессуары, цветовая палитра - всё находится в стилевом единстве с внутренним пространством и архитектурой здания.

Интерьер отличается особой согласованностью всех деталей, используемых в оформлении пространства. Соблюдается полное художественное единство декора и обстановки. Предметы мебели и декора создают общую концепцию, выражающую основной замысел художника.

Для интерьера характерна рационализация планировки. Осуществляется переход от коридорной планировки к центрической. Комнаты, как правило, группируются вокруг холла, как бы вращаясь по вертикали. Текучесть пространств образуется за счет разнообразия пространственных связей между отдельными помещениями, открытыми в холл. Лестничный марш с изогнутой линией перил манит наверх, создавая ощущение парения. В планировке практикуется уход от симметрии. Предметы мебели располагаются свободно, а зонирование представляет собой полет фантазии с линиями пола и межкомнатными перегородками. Модерну принадлежит заслуга создания свободного плана.

Наблюдается отход от привычных геометрических линий и прямых углов, отсутствует традиционная симметричность. Вместо них доминируют плавные, округленные линии. Наблюдается явное тяготение к обтекаемым формам и красиво очерченным линиям, заимствованным у природы. Черты гармонично перетекают одна в одну, символизируя естественный, растительный рост. Для всех деталей интерьера характерна извилистость линий, округлость, плавность и обтекаемость форм без четко выраженных углов. В мебель, оконные и дверные проемы, декор пришли дуги, арки и s-образные линии. Отделка стен, потолков также имеет волнообразные формы. Текучесть линий визуально скрывает стыки между различными материалами и создает характерную для стиля композицию.

Традиционные для модерна материалы – дерево, камень и другие природные материалы, при этом только благородные и натуральные. Интерьер в стиле модерн не приемлет ненатуральных, искусственных материалов. Распространение получают новые качественные материалы, возникшие в результате технического прогресса, в том числе листовое стекло, обливная керамика и металл, которые используются для создания витражных композиций.

Луис Комфорт Тиффани

Из всех натуральных материалов модерн предпочитает дерево, самый доступный и универсальный материал. В интерьере преобладает деревянная мебель, а также предметы декора и аксессуары из натуральной, дорогой древесины. Из дерева выполняются облицовка для полов и потолков, стеновые панели и напольное покрытие, окна и двери, лестницы. Оформление с использованием дерева также применяется к осветительным приборам. Для оформления могут использоваться абсолютно любые породы древесины, среди фаворитов – твердые породы с ярко выраженной структурой, такие как мореный дуб и бук. При его обработке не допускается покраска, скрывающая структуру волокон, возможно лишь использование лака, который подчеркнет и сохранит естественную фактуру дерева.

Особое место в интерьере занимает стекло. Из него делают перегородки и столешницы, его используют для создания красочных витражей, которыми оформляют окна, двери и предметы освещения.

Металл не является обязательным элементом в оформлении и используется только в качестве декора. Металлические элементы лишь подчеркивают красоту дерева и стекла. Никаких предметов мебели из холодного грубого металла — только небольшие предметы декора вроде тематических статуэток или фамильных ценностей. Для созвучности с общей концепцией дизайна металлические элементы повторяют растительную тематику.

Кованые детали – еще одна характерная составляющая стиля, хотя она является и необязательной. Это желательный элемент декора. Кованые изделия получают изогнутые природные формы, напоминающие ветви деревьев или стебли с лепестками. Изысканно изогнутые кованые элементы украшают мебель, используются в оформлении перил лестниц или каминных решеток, в перегородках для зонирования пространства. Плавность металлических линий позволяет усилить основную идею стиля.

Визитной карточкой модерна являются цветные витражи и мозаика. Витражи проектируют во взаимосвязи с искусственным и естественным освещением. Техника их изготовления не важна, главное - тема рисунка, которая должна соответствовать общей идее интерьера. Чаще всего это растительный орнамент с использованием гибких стеблей, мягких лепестков и плавной абстракции. Они великолепно смотрятся на дверцах шкафов, абажурах, окнах, выполняют роль дополнительных уровней потолка, служат своеобразными перегородками для разделения зон, органично вписываются в декоративные вставки на лестницах, применяются для оформления окон и дверей.

Цветовая гамма - мягкая, спокойная, выполненная преимущественно в пастельных тонах. Интерьер выполняется в одной тональности с использованием разных оттенков одного и того же цвета. Все тона приглушенные, присыпанные пеплом, задымленные. Основу цветовой палитры составляют сливочный, песочный, серый, жемчужный, кремовый, бежевый, персиковый, оливковый цвета и все оттенки коричневого. Популярны цвет увядшей розы и табачные тона, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Такой выбор обусловлен способностью этих цветов и тонов создавать легкую романтичную атмосферу. Яркие цвета допустимы лишь в качестве небольших вкраплений. Спокойные светлые тона визуально увеличивают пространство и лучше передают плавность линий, создавая впечатление, что интерьер - это продолжение природного ландшафта.

Мебель отличается изысканностью, гибкостью форм и эксклюзивностью. Несмотря на свою причудливую витиеватую форму, она удобная и функциональная. Напоминая классическую мебель, она отличается оптическими иллюзиями – столы или стулья на тонких ножках с массивной столешницей или сидением, неправдоподобно вытянутые в высоту массивные шкафы и т.д. Мягкая и корпусная мебель обычно имеет большие размеры, однако ее массивность эффектно компенсируется за счет богатой изысканной отделки и изящной формы ножек, которые являются характерной особенностью стиля.

Большое внимание уделяется фурнитуре и остеклению. Это могут быть металлические или резные ручки, вставки и инкрустации из слоновой кости и перламутра, дверцы шкафов и буфетов, выполненные из цветного или матового стекла. Из материалов преимущество отдается цельному массивному дереву. Встречаются кованые спинки и ножки. Диваны и кресла имеют обивку из дорогой качественной ткани, а также вставки из натуральной кожи. Размещение мебели может быть диагональное или в других непривычных композициях. По цвету мебель должна гармонировать с отделкой.

Модерн отходит от классической эстетики и подражает природным формам и естественным узорам. В интерьере присутствуют флоральные мотивы, имитирующие формы растений; зооморфные, отсылающие к силуэтам животных; и остеоморфные, колючие, костистые формы. Вдохновленный красотой природы, ее формами и красками, он изобилует образами растительного и животного мира. Популярны декоративная, настенная мозаика, витражное стекло, роскошные картины и комнатные растения. Особенное предпочтение художники-модернисты отдают лилиям и ирисам, благодаря их длинным плавным в изгибах лепесткам. Распространенными элементами декора являются насекомые и птицы: бабочки, жуки, стрекозы, кузнечики, павлины, ласточки и попугаи. Нередко можно встретить орнаменты, на которых изображены женские силуэты.

Большое внимание уделяется декорированию пространства. Все элементы декора выполняются из натуральных материалов и имеют богатый и презентабельный вид. Это могут быть стеклянные и хрустальные вазы, фарфоровая посуда, всевозможные изящные статуэтки, настольные и настенные часы, бронзовые изделия, в том числе подсвечники, картины в роскошных рамках, витражи из цветного стекла, зеркала в изящном обрамлении, диванные декоративные подушки, обтянутые плотным шелком или с вышивкой. Все украшения обязательно выполнены в одном стиле. Особенностью украшения является дублирование орнамента, например, один и тот же рисунок может повторяться на дверных порталах и на предметах мебели. При этом всегда соблюдается одно из основных правил – недопустимость слишком большого количества деталей. В ванных комнатах часто используется кафельный бордюр с геометрическим орнаментом, напоминающий античный. Нередко в декорировании интерьера используют японскую живопись, которая гармонично вписывается в общие требования стиля.

Освещение призвано создать романтическую атмосферу уюта и гармонии, поэтому его характерной особенностью является приглушенный, неяркий свет. Все осветительные приборы имеют сложную форму с элементами декора в виде замысловатых вензелей, плавных растительных элементов, ассиметричных и изящных, благодаря своим идеальным линиям. Для потолка традиционно выбирается люстра с хрустальными элементами, роскошная и привлекающая к себе внимание. Все ее металлические элементы – с золотым напылением или кованые. Для спален и будуаров используются люстры в витражном стиле тиффани. В дополнение к центральному освещению используют настенные бра и настольные светильники. Абажуры обычно из цветного стекла, ткани, фарфора, используются элементы ковки. Ножки торшеров выполняются из дерева или металла и отличаются изогнутыми формами.

Текстиль применяется в минимальных объемах, только там, где он необходим – это портьеры, шторы, мебельная обивка. Их цветовая гамма спокойная, обычно однотонная, не привлекающая внимание. Она должна уравновешивать цвет деревянной мебели и соответствовать общей стилистике комнаты. Для штор предпочтение отдается натуральным тяжелым тканям - бархату, натуральному шелку, атласу. Чаще всего она однотонная, но используется и с неброским цветочным рисунком, гармонирующим с обивкой мебели. Крепятся шторы на открытые карнизы, обязательно кованые или имитирующие ковку, с замысловатыми наконечниками. Другое крепление можно скрыть за ламбрекенами. Шторы обычно ассиметричные или хотя бы дополнены ассиметричными ламбрекенами. В дневное время они не просто раздвигаются, а убираются в стороны с помощью специальных крепежей на стенах по бокам окон, образуя мягкие красивые волны.

Двери обычно прямоугольные или арочные. Чаще всего плоской формы, декорированные мозаичным орнаментом. Широкие двери, как правило, двухстворчатые. Отличительная черта дверей – окошки сверху и по бокам дверного проема, чаще всего с витражами. Это создает дополнительное ощущение открытого свободного пространства.

Потолки имеют богатое насыщенное оформление. Они щедро украшаются гипсовой лепниной в виде цветочных орнаментов, стеклянными витражами или кессонируются тонкими темными деревянными балками. Иногда потолки гладкие, окрашенные в пастельный цвет с обязательной роскошной люстрой посередине. Чтобы сгладить переход между стенами и потолком используются различные варианты карнизов. Цвет потолка обычно спокойный: белый, сливочный, молочный, нежно-зеленый, светло-голубой, розовый. Часто цвет потолка и стен совпадает.

Стены создают фон, не акцентируюя на себе внимание. Самым приемлемым для их окраски цветом являются светлые спокойные оттенки: жемчужный, кремовый, молочно-белый, светло-серый. Фактурность недопустима. Для создания некой интимности, камерности, используют темные тона винного, коричневого цветов, но они обычно приглушенные, матовые. Стены можно украсить неброским растительным орнаментом с вертикальным расположением, имитирующим естественный рост растений.

Лестницы и ступени обычно достаточно широкие, обязательно украшенные коваными перилами с ажурным орнаментом. Часто встречаются изящные винтовые лестницы. Настоящим украшением дома является лестница с коваными поручнями, напоминающими ветви дерева или стебель с лепестками.

Пол не является активным компонентом, он гармонично вписывается в общую картину, не подавляя ее. Оттеняя убранство комнаты, он может быть темнее стен или в той же тональности. Цвет пола должен гармонировать с остальными элементами декора и мебелью. Лучший вариант для отделки пола – это натуральное дерево. Часто это деревянный паркет, массивная доска, натуральная плитка или камень. Паркет может быть выложен классической елочкой или в каком-то определенном дизайне с обязательными плавными линиями рисунка, напоминающего изгибы морских волн или повторяющего сплетение цветочных побегов.

Часто в интерьере присутствует камин, оформленный декоративной отделкой - камнем, лепниной, деревом, коваными металлическими украшениями.

Популярные проекты
Новые материалы
Идеи дизайна маленькой спальни
Советы по оптимальному интерьеру для небольшой спальни
Идеи дизайна маленькой спальни
Советы по оптимальному интерьеру для небольшой спальни
Как оформить стены в маленькой комнате: 50 примеров
Рассмотрим различные способы оформления небольшого пространства.
Как выбрать цветовую гамму для дизайна маленькой комнаты: 60 фото
Большое значение для визуального восприятия пространства имеет выбор цветовой палитры.

Комментарии