Париж - один из самых ярких и красивых городов мира, важнейший экономический и культурный центр Франции. Он по праву считается одним из самых романтичных и самых насыщенных культурой городов мира. На протяжении многих веков создавалась сокровищница его богатств, приводящая в восторг не одно поколение.
Архитектурный облик современного Парижа можно охарактеризовать как уникальный. В нем органично сочетаются памятники разных эпох и стилей, создавая особую атмосферу города. Многие из них стали символом Парижа и увидеть их мечта любого человека. Мы расскажем о некоторых ярких и запоминающихся архитектурных сооружениях Парижа, которые стоит увидеть!
1. Лувр
Лувр – один из самых крупных и популярных музеев мира, главная достопримечательность Парижа. Музей имеет богатую историю коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней. Он известен и как великолепный архитектурный памятник, служивший некогда домом французским королям.
В разные годы Луврская крепость служила арсеналом, тюрьмой и хранилищем королевской казны. Во второй половине 14 века Король Карл V сделал Лувр своей резиденцией, в связи с этим архитектору Р. дю Тамплю было поручено переделать и расширить замок.
С середины XVI века во время правления Генриха II и Карла IX начинается превращение крепости в настоящую королевскую резиденцию. Эти работы были проведены архитектором Пьером Леско. Сейчас это самая древняя часть Лувра, составляющая юго-западный угол его внутреннего квадратного двора. Завершенный в середине XVI века фасад является одним из лучших образцов архитектуры французского Возрождения.
В 1594 году Генрих IV решает пристроить Большую галерею и соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Нижний этаж галереи занимал монетный двор и королевская типография. Начиная с эпохи Людовика XIV, галерея использовалась в качестве квартир для художников, скульпторов и архитекторов, работавших на королевский двор. Уже в XVII веке Квадратный двор старого Лувра стал слишком тесен, и в 1624 году архитектор Ж. Лемерсье пристроил Павильон часов, а с другой его стороны возвел новый корпус, симметрично повторяющий старое здание.
Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево, во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667—1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, была сооружена Колоннада Лувра.
Начиная с XVIII века, в правление Людовика XV возникает идея о превращении здания Лувра в музей. Но планам помешала Французская революция, после которой работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи. Они увеличивают площадь Карусель между Тюильри и Лувром и в 1806— 1808 годах воздвигают там Триумфальную арку в честь побед императора.
Арка эта мыслилась ими как своего рода торжественные ворота во дворец Тюильри. По своей композиции она близка к римской арке Септимия Севера. Ее три пролета разделены колоннами из полихромного мрамора. Арка богато украшена скульптурными барельефами. Первоначально ее венчала группа коней с портала венецианского собора св. Марка, вывезенная Наполеоном из Венеции в 1797 году, а в 1815 году на ее месте установлена бронзовая квадрига работы скульптора Бозио.
Свержение Наполеона положило конец дальнейшим работам в Лувре. Они были закончены лишь пятьдесят лет спустя во время Второй империи. Архитекторы Висконти и Лефюель продолжили северное крыло, начатое Персье и Фонтэном, вплоть до павильона Марсан, замкнув таким образом пространство между Лувром и Тюильри. Внутри его были построены новые корпуса, выдержанные в том же стиле, что и первоначальное здание Леско. Впоследствии после пожара Тюильрийского дворца план Лувра принял ныне существующую П-образную форму, и триумфальная арка на площади Карусель открыла величественную перспективу, завершаемую с запада триумфальной аркой на площади Звезды.
При Первой империи он назывался музеем Наполеона. Основу его коллекций составляют приобретенные в разное время разными королями сокровища. Среди самых ценных экспонатов – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской. Многие экспонаты попали в Лувр в качестве трофеев наполеоновской армии.
Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 тысяч экспонатов, из которых в залах выставлены лишь 35 тысяч. Коллекции разделены на восемь разделов – восточные древности, египетские древности, греческие, этрусские и римские, исламское искусство, скульптура, живопись, предметы искусства и графическое искусство. Ежегодно музей посещает рекордное число туристов – более 10 млн.
2. Собор Парижской Богоматери или парижский собор Нотр-Дам-де-Пари
Собор Нотр-Дам-де-Пари по праву считается символом Парижа и одной из главных французских достопримечательностей. Нотр-Дам, что означает «богоматерь», был построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке н. э. находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру, а затем несколько раз воздвигались различные церкви.
Деньги на его строительство собирались, что называется всем миром - духовенством, королем, французской знатью и мелкими буржуа. Строили его прославленные средневековые архитекторы - Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Стены собора были возведены к 1177 году, а главный алтарь был торжественно освящён 19 мая 1182 года.
На протяжении долгих 200 лет несколько поколений зодчих возводили это уникальное сооружение, сочетающее в себе раннюю готику с древним романским стилем Нормандии, и только в 1345 году оно приобрело законченный вид. Оставаясь нетронутым вплоть до XVIII века, собор постепенно стал приходить в упадок. В 1841 году под руководством известного архитектора Виолле-ле-Дюка была начата его капитальная реставрация, которая завершилась в 1864 году.
Здание имеет традиционную для католических соборов форму вытянутого креста. Длина собора составляет 130 метров, ширина — 48 метров, высота колоколен — 69 метров. Мощный и величественный главный фасад собора, высота которого 35 метров, по вертикали разделен пилястрами на три части.
По горизонтали он разбит галереями на три яруса. В нижнем ярусе имеется три глубоких портала – Богородицы, Страшного суда и святой Анны. Их объединяет общая смысловая составляющая: показать путь грехопадения человечества и, соответственно, историю христианства, начиная от непослушания Богу в Эдемском саду и заканчивая Апокалипсисом. Между нижним и средним ярусом с главным витражом-розой находится Галерея Королей, которую составляют 28 статуй правителей древней Иудеи. Скульптурные изваяния порталов признаны одними из лучших произведений эпохи Средневековья.
Страшные существа наделены каким-то внутренним жутковатым магнетизмом, отчего собор иногда кажется излишне холодным и мрачным. Свою лепту в это вносит и серый цвет, доминирующий в интерьере. В соборе совсем нет настенной живописи, что ставит собор в один ряд с другими храмами готического стиля, и в то же время придает ему дополнительную серость и некоторую суровость.
Интерьер оживляют многочисленные цветные витражи в высоких храмовых окнах, кстати, они являются единственным источником света. Когда через них проникают солнечные лучи, они преломляются и разливаются по церкви множественными цветовыми оттенками. В соборе нет внутренних стен. Пространство формируется за счет столбов, соединенных между собой арками.
Колокола на башнях собора имеют свои имена и голоса. Самый древний из них назван Белль, а самый большой Эммануэль весит 13 тонн, его язык 500 кг. Если верить легендам, то звонарем Нотр-Дама был Квазимодо, который мог в одиночку раскачать это гигантское сооружение.
15 апреля 2019 года в соборе произошёл сильный пожар, который привел к обрушению шпиля, сооруженного в ХIХ веке, и части деревянной крыши, выполненной XII–XIII веках. Шестнадцать медных статуй, окружавших основание шпиля, были сняты 11 апреля 2019 года для реставрации, поэтому они не были затронуты огнём. Пострадала часть внутренних помещений. Каркас здания и треть всех произведений искусства, хранившихся в соборе, были сохранены, в том числе «терновый венец Иисуса Христа» и туника короля Людовика IX Святого.
Пожар не задел две большие розы в южной и северной части трансепта, а также скульптуры Антуана Куазевокса, Гийома-старшего и Никола Кусту. По оценкам представителей компании SOCRA, которая занималась реставрацией бронзовых статуй Нотр-Дама, реконструкция собора может занять 15—20 лет. По мнению французского архитектора Жана-Мишеля Вильмотта, стоимость восстановления повреждённой части собора составит примерно миллиард евро.
3. Королевский дворец Пале-Рояль
Архитектурный ансамбль Пале-Рояль, или Королевский дворец, включающий в себя также одноименные площадь и парк, построен в 1639 году для известного государственного деятеля кардинала Ришелье.
Кардинал Ришелье в 1624 г. покупает особняк Рамбуйе, расположенный напротив северного крыла Лувра и под руководством знаменитого французского архитектора Жака Лемерсье́ превращает его в роскошный дворец, один из самых красивых во всей Франции.
В 1780 году Луи-Филипп-Жозеф Орлеанский затеял грандиозную перестройку здания под руководством архитектора Виктора Луи. На фасаде, выходящем в парк, было выстроено 180 аркад, разделенных коринфскими пилястрами и освещенных 188 фонарями, подвешенными под сводами. Сад был окружен единообразными сооружениями с галереями-аркадами для сдачи их внаем под различные лавки и кафе. На южной стороне сада появился новый театр, а в центре парка - цирк для проведения конных скачек.
Именно в Пале-Рояль появились первые бутики, предвестники современных торговых центров. Для их размещения Виктор Луи возводит здание из 72 ионических колонн 100 метров длиной и 16,5 метров шириной, частично его помещения находились под землей на глубине 4,30 метров, чтобы не портить вид на галереи.
В конце XVIII и начале ХIХ веков на территории Пале-Рояль случаются многочисленные пожары, уничтожившие многие архитектурные шедевры. В 1814 году при будущем короле Луи-Филиппе во Дворце прошли крупные восстановительные работы, которыми руководил Пьер Франсуа Леонар Фонтен. Внутри были обустроены шикарные апартаменты для герцога и его многочисленной семьи. Построены Перистиль, павильоны Монпансье и Валуа, Орлеанская галерея, обустроен Двор Немур. В 1850-е годы архитектором Шабролем перестраиваются покои, декорированные Фонтеном для герцогов Орлеанских. Была создана «Праздничная галерея», состоящая из череды салонов.
В мае 1871 г. по распоряжению Коммуны Дворец был приговорен к сожжению. Много объектов было уничтожено, но многое удалось сохранить, благодаря действиям парижан и служащих Банка Франции. Восстановительные работы были проведены архитектором Шабролем в 1872-1874 годах.
Последние строительные работы на территории Пале-Рояль датируются 1986 г. На главном дворе Дворца появилось произведение современного искусства - композиция «Два плато» французского художника Даниэля Бюрена. Инсталляция состоит из 260 разноуровневых мраморных колонн в черно-белую вертикальную полоску, подземного фонтана и световых иллюминаций.
4. Версальский дворец
Версаль– выдающийся архитектурный памятник Франции XVII века, ставший сегодня центром туризма мирового значения. Это дворцово-парковый ансамбль, бывшая резиденция французских королей и один из самых красивых и больших европейских дворцов.
Многие годы он являлся образцом для других монарших резиденций эпохи Возрождения. В то же время, Версаль стал символом неумеренных трат государственных денег во времена самого пика абсолютной монархии. Этим дворец и интересен, вряд ли в ближайший исторический период где - либо появятся резиденции, способные по красоте затмить Версаль.
Версаль берет свое начало с 1623 года со строительства Людовиком XIII скромного охотничьего замка примерно в 20 километрах от центра французской столицы. При Людовике XIV замок расширяется и используется как монаршия резиденция.
Первым архитектором этого уникального памятника архитектуры стиля барокко являлся Луи Лево, которого впоследствии сменил Жюль Ардуэн-Монсар. Дворцовые парки оформлял Андре Ленотр, а внутреннюю отделку выполнял королевский живописец Лебрен. Работы были долгими и сложными - необходимо было осушить болота и выровнять почву, на месте небольшого поселения обустроить город, куда должен был переселиться весь королевский двор.
Учитывая, что Людовика XIV называли «королём-солнцем», парк был спланированы так, чтобы его аллеи, если смотреть на них с верхних этажей дворца, расходились из центра, подобно солнечным лучам. Для обеспечения водой более пятидесяти фонтанов, искусственных водопадов и прудов была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей рядом Сены.
Невиданной красоты дворец в стиле классицизма стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. В 1682 году королевский двор официально переехал из Лувра в Версальский дворец, а следом за ним и все дворянство, которое было обязано селиться рядом с королем, что привело к росту населения и благосостояния Версаля.
До конца реализовать задуманное по строительству Дворца Людовику XIV не удалось, он умер. Его сын, Людовик XV, спустя продолжительное время, вернулся к обустройству резиденции – снес Лестницу послов, завершил работы над Оперным залом, построил Малый Трианон. В последние годы жизни Людовик XV занимался реконструкцией фасадов.
С 1682 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. С началом революции, после ареста короля дворец опечатали. Значительная часть роскошной мебели была распродана на аукционах, особо ценные экспонаты разошлись по музеям.
Версальский парково-дворцовый комплекс делится на ряд основных зон: Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, сад и парк.
Шато, что значит дворец, - официальное название главного здания Версаля. Перед основным фасадом замка были установлены два одинаково вытянутых бассейна, облицованных гранитными плитами. С правой стороны от входа обустроена двухэтажная королевская капелла. В северной части находились Большие апартаменты короля, состоящие из семи салонов, в южной – покои первых дам.
Всего Версаль насчитывает около семисот комнат различного предназначения. Тронный зал дворца назывался Салоном Аполлона. В нем короли принимали иноземных послов, устраивали театральные представления и музыкальные спектакли.
Одним из наиболее известных помещений является Зеркальная галерея, соединяющая два крыла здания, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Она и сегодня впечатляет роскошным убранством и величием. Семнадцать оконных проёмов, выполненных в форме арки, выходят в сад, между ними находятся огромные зеркала, визуально увеличивающие пространство. Галерея насчитывает в своем оформлении 357 зеркал. Впечатляют и размеры зала - потолок около 10,5 метров, длина зала 73 метра и ширина 11 метров. Установленные напротив окон зеркала создают иллюзию, будто галерея по обе стороны имеет окна. До 1689 года мебель здесь была сделана из чистого серебра, но потом была переплавлена на монеты, которыми покрывали военные расходы.
На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами. Он использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию.
Малый Трианон - это небольшой двухэтажный особняк, который занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур, Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта.
Ферма Марии-Антуанетты – один из интереснейших объектов музея. Мария-Антуанетта возле своего особняка построила небольшую деревню, отражающую идеализированное представление о крестьянской жизни. В ней было 12 жилых домов с огородами, садами и домашними животными. Королева лично доила коров и полола, животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут крестьянкам было приказано все время соблюдать пасторальный вид.
Парк Версаля занимает около 5 квадратных километров. Почти вся парковая зона Версаля насыщена фонтанами, бассейнами и каналами, среди которых фонтан Нептуна, Большой канал, фонтан Аполлона.
5. Базилика Сакре-Кер
Базилика Сакре-Кер (базилика Святого Сердца, то есть Сердца Христова)– католический храм, построенный в римско-византийском стиле с элементами готики и ренессанса. Автором проекта является французский архитектор Поль Абади. Это один из главных храмов Франции, место паломничества многих верующих со всего мира. Он был построен в самой высокой точке города – Монмартрском холме в память о жертвах франко-прусской войны 1870 года.
Строительство храма было начато в 1875 году на средства, собранные по общественной подписке. При закладке первого камня в грунт холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кёр.
Однако вскоре строительство пришлось прервать, так как почва холма, изрытого старыми каменоломнями, не выдержала тяжести здания и дала сильную осадку. Пришлось проводить дополнительные мероприятия по укреплению почвы и фундаментов, что сильно затянуло строительство. Для укрепления грунта пришлось вырыть более 83 шахт глубиной до 40 метров. В каждый из них установили мощный каменный пилон. На них и держится фундамент собора, строительство которого было завершено лишь накануне первой мировой войны в 1914 году.
Собор выполнен в виде греческого креста, ориентированного с юга на север, что является отступлением от традиционного западно-восточного расположения центрального нефа. Но направление было выбрано не случайно — главный вход в собор обращен к центру Парижа.
Вытянутые вверх купола собора подражают куполам знаменитой церкви XII века Сен-Фрон в Перигё на юге Франции. Высота основного овального купола достигает 83 метров - это вторая по высоте точка Парижа после Эйфелевой башни. Высота храма почти равна высоте холма Монмартр.
Храм возведен из белого травертинового камня из карьеров Шато-Ландон, приобретающего при дневном освещении розоватые оттенки и обладающего удивительными свойствами самоочищения. При контакте с водой на его поверхности появляется налет белоснежного кальцита, в связи с чем стены приобретают безупречную белизну.
От подножия холма к центральному входу ведет несколько ступенчатых подъемов, между которыми расположены смотровые площадки. Перед базиликой находится две конные статуи, выполненные из бронзы, - Людовика Святого и Жанны д’Арк. На фасаде размещен ряд горельефов, над верхним уровнем установлена статуя Иисуса Христа. Правой рукой он благословляет верующих, а левой — указывает на сердце. Над абсидой возвышается статуя Архангела Михаила.
Интерьер базилики выполнен в романо-византийском стиле. В нем множество золотых мозаичных полотен, цветных витражей, барельефов, статуй и ликов святых. Полусвод центральной апсиды украшен уникальной лазурно-золотой мозаикой на тему преклонения перед Святым Сердцем Иисуса, автором которой является известный французский художник-символист Люк-Оливье Мерсон.
Одной из достопримечательностей Сакре-Кёр является Большой орган, построенный Аристидом Кавайе-Колем в 1898 году. За уникальный звук, впечатляющие размеры и оригинальную конструкцию музыкальный инструмент в 1981 году был объявлен национальным памятником.
6. Эйфелева башня
Эйфелева башня– символ Парижа и одно из самых популярных мест в городе. Она была построена в 1889 году на Марсовом поле, близ набережной Сены для всемирной выставки инженером А.-Г. Эйфелем, известным строителем мостов, виадуков, вокзалов и других сооружений.
Башня была задумана как временное сооружение, выполняющее роль входной арки на Всемирную ярмарку, которая проходила в соседнем районе Трокадеро. Как один из главных экспонатов выставки, она должна была демонстрировать достижения инженерной техники и огромные возможности применения металла в строительстве.
Строительство башни длилось всего два года. Высота башни первоначально достигала 300 метров, и до 1930 года она оставалась самым высоким сооружением в мире, до строительства нью-йоркского небоскреба Крайслер Билдинг. В 1957 году в связи с установкой вышки телевизионного центра она достигла высоты 320 метров. За счет новых антенн ее высота постепенно увеличивается, и сегодня она равна 324 метрам. Фундамент башни выведен из бетонных массивов.
Основание башни представляет собой квадрат со стороной в 123 метра. Ее нижний ярус, имеющий вид усеченной пирамиды, состоит из четырех могучих устоев, решетчатые конструкции которых, соединяясь между собой, образуют огромные арки. На вершине башни имеется смотровая терраса, откуда открывается панорамный вид на город и его окрестности. Выше поднимается маяк, где расположена последняя площадка диаметром 1,7 метра.
Башня была названа в честь главного конструктора Александра Гюстава Эйфеля. Это единственное в мире сооружение, которое имеет свой запатентованный цвет - коричневый эйфелевый, придающий башне бронзовый оттенок. За время своего существования она сменила несколько цветов, была и желтой, и красно-коричневой, и цвета охры. Красят ее каждые 7 лет, а на покраску расходуется около 60 тонн краски. Сегодня башня окрашивается в три разных оттенка бронзового - от самого темного на первом уровне до более светлого на третьем. Это делается для того, чтобы башня выглядела гармоничнее на фоне неба.
В настоящее время башня используется как центр радио и телепередач, а кроме того, для метеорологических наблюдений и туристических целей. На различных ее уровнях устроены рестораны, почтовые отделения и смотровые площадки, куда туристов поднимают пять мощных подъемников. Эйфелева башня, одно из самых смелых и прогрессивных созданий инженерной мысли своего времени, до сих пор создает сильное впечатление высотой, ажурной легкостью конструкций, стремительным взлетом всего силуэта.
Несмотря на впечатляющие размеры, общий вес башни примерно 10 тысяч тонн. Она оказывает давление на землю, равное давлению сидящего на стуле человека, а если весь металл башни переплавить в единый блок, он займет площадь 25 х 5 метров и всего 6 сантиметров в высоту.
7. Музей изобразительного искусства Орсе
Музей изобразительного искусства Орсе был построен в 1900 году как одноименный железнодорожный вокзал. Здание вокзала было возведено для Всемирной выставки, проводимой в том же году в Париже, по проекту архитектора Виктора Лалу. Под застройку был выделен участок в самом центре столицы, на левом берегу Сены, напротив Лувра. Технологии использовались самые новаторские: д’Орсэ стал первым в мире электрифицированным вокзалом.
Архитектура вокзала замечательным образом сочетает в себе классицизм XIX столетия и более современный индустриальный стиль. Его изысканный, строгий каменный фасад удачно скрывает внутреннюю конструкцию арки железнодорожного вокзала, выполненную из стекла и стали. В качестве вокзала здание обслуживало поезда юго-западного направления французских железных дорог вплоть до 1939 года, затем вокзал перестал соответствовать техническим требованиям и утратил свое функциональное назначение. Некоторое время он служил площадкой для театральных представлений, а в многочисленных его помещениях расположились аукционные дома.
Проект по превращению железнодорожного вокзала в музей был разработан Гаэ Ауленти, итальянской женщиной-архитектором из Милана. Одной из главных задач было не только сохранить архитектуру вокзала в первозданном виде, но и включить его в современную жизнь, создать уникальную среду для произведений искусства. В результате вокзал превратился в хорошо сбалансированное и необычайно красивое музейное здание. Металлические колонны и балки, лепные украшения, использованные В.Лалу, были сохранены, восстановлены и выставлены на всеобщее обозрение.
В 1986 году состоялось открытие музея Орсе. Уникальную коллекцию его составили экспонаты разных музеев Европы. В отличие от Лувра, в экспозицию которого входят, в основном, артефакты древнего мира и средневековья, и Центра Помпиду, ориентированного на современное искусства, музей Орсе экспонирует предметы искусства, датируемые от середины XIX века до 1915 года.
8. Галерея Лафайет
Галерея Лафайет - одна из визитных карточек Парижа, куда съезжаются туристы со всего мира не только за покупками. Привлекает сюда туристов и само здание универмага, являющееся уникальным архитектурным памятником. Современная Галерея Лафайет — это сеть торговых центров в Берлине, Москве, Дубаи, Абу-Даби, но флагманский магазин остается, как и сто лет назад, на бульваре Осман и улице Шассе-д-Антан в Париже.
Галерея была основана в 1893 году двоюродными братьями Теофилом Бадером и Альфонсом Каном. Братья решили открыть торговую точку в одном из самых оживлённых районов Парижа неподалёку от столичного вокзала, на перекрёстке улиц Rue La Fayette и Rue de la Chaussée d’Antin. Между торговыми отделами в магазине были расположены аллеи, по которым передвигались многочисленные посетители, поэтому было решено назвать магазин «Галерея».
Удачно выбранное местоположение магазина и грамотное управление - введение необычных для того времени акций и распродаж, пиар-компаний с привлечением известных персон позволили братьям хорошо раскрутить дело и стабильно получать высокие доходы. Воодушевлённые успехом, они решили приобрести прилегающие к магазину территории и здания, и существенно расширить торговые площади.
Сегодня Галерея Лафайет — не только модный магазин, но и одна из достопримечательностей Парижа, настоящий архитектурный шедевр. Потрясающей красоты стеклянный купол, выполненный в неовизантийском стиле, входит в категорию исторических памятников. Его автором является французский художник-дизайнер по стеклу Жак Грюбер. На верхнем этаже, под куполом, расположены несколько ресторанов, откуда открывается потрясающий панорамный вид на Париж.
В парижскую галерею входят три отдельно стоящих здания с навесными переходами: центральный магазин — Lafayette Coupole, только для мужчин — Lafayette Homme и магазин товаров для уютного дома — Lafayette Maison.
Сейчас в восьмиэтажном здании Галереи Лафайет, занимающем площадь в 120 000 квадратных метров, представлено более трёхсот популярных брендов – Prado, Jean-Paul Gaultier, Chanel, Baldinini, Salvatore Ferragamo, John Galliano, Christian Lacroix, Sonya Rykiel, Thierry Mugler, Armani, Dior, Trussardi и многие другие. Это настоящий рай для любителей покупок и ценителей настоящей моды.
9. Отель Guimard
Отель Guimard - архитектурная жемчужина города. Он представляет собой городской дом, построенный в 1909–1912 годах Гектором Гимардом, известным французским архитектором и дизайнером в стиле модерн, для своей семьи. Кроме того, в нем была размещена архитектурная мастерская для него самого и его жены, художницы Аделины Оппенхайм Гимар. Сегодня здание отеля считается одним из лучших сохранившихся примеров зрелого модерна в архитектуре.
Отель находится на Avenue Моцарт, престижной улице с несколькими солидными особняками. Трехэтажное угловое здание имеет стильный презентабельный вид. Оно выполнено из резаного камня и кирпича с низкоконтрастным оттенком. Фасады дома украшают балконы и лепные украшения.
Особый интерес вызывает распределение по фасаду окон и балконов. Они оборудованы зачастую в самых неожидаемых местах, например, окна второго этажа, четверть которых расположена в углу здания. Угловые окна имеют перила с нежным цветочным декором. Интересно смотрится верхний балкон третьего этажа, увенчанный двумя фонарями. Четвертый уровень здания отодвинут назад, создавая балкон, защищенный навесом. Роскошно оформлено крыльцо главного входа.
Во внутренней планировке архитектор отказывается от бесполезных внутренних стен, несущие стены ограничены внешними стенами. Это позволило архитектору создать свободный план внутри. Чтобы сэкономить полезную площадь, Гимард отказывается от громоздкой лестницы и использует лифт, облицованный зеркалами.
На первом этаже дома был оборудован офис, этажом выше - две овальные приемные, столовая и большая гостиная. Верхний этаж занимали спальни, гостевая комната и студия его жены. Три комнаты слуг заняли место на чердаке.
Архитектор постарался сделать интерьер своего дома одним из лучших в городе – роскошные лепные украшения, яркие витражи, элитная мебель, уникальные предметы декора, дорогие отделочные ткани. Гимард сам разработал большинство предметов интерьера и светильников, а также ряд уникальных предметов мебели, которые считались неотъемлемой частью общей архитектурной композиции.
После смерти архитектора в 1942 году, его жена предложила французским властям превратить семейную резиденцию в музей, но ей было отказано. Дом был преобразован под отдельные квартиры, архив Гимарда уничтожен, а уникальные предметы интерьера разошлись по всему миру. Так, мебель столовой сегодня можно увидеть в Petit Palais, спальни в Музее изобразительных искусств в Лионе, мебель жилых комнат и предметы декора в Купер Юнион и Музее современного искусства в Нью - Йорке.
Удивительная архитектура строения приковывает внимание туристов и профессионалов в области архитектуры и искусства. Можно достоверно сказать, что это одно из лучших достижений Гектора Гимарда, демонстрирующее уникальный архитектурный образ стиля модерн
10. Вилла Савой
Вилла Савой в предместье Пуасси, близ Парижа, была построена в 1929 году по проекту архитектора Ле Корбюзье. Первоначально построенная как загородный дом для семьи промышленника Пьера Савой, сегодня она принадлежит французскому государству и открыта для посещений.
Это, наверное, единственное здание, которое известно каждому архитектору в мире, и, без сомнения, это один из самых значительных вкладов в современную архитектуру ХХ века. Вилла Савой - один из самых значимых архитектурных проектов, который сегодня приводится теоретиками архитектуры, как пример, прекрасно иллюстрирующий переосмысление классических принципов архитектуры.
Вилла Савой представляет собой трехэтажное здание общей площадью 700 квадратных метров впервые воплотившая в себе пять принципов архитектуры, сформированных Ле Корбюзье. Здание поднято на бетонные опоры над уровнем земли, имеет плоскую крышу, ленточные окна, свободный фасад и свободную планировку. Почти все современные строения основаны именно на этих принципах.
Белый объемный куб, лишенный рисунка и декора, поднятый над землей на бетонных сваях вырос в центре луга подобно огромному сказочному кораблю. Вместо привычного камня, древесины и кирпича для строительства виллы Ле Корбюзье использовал практичный железобетон, каменные блоки и много стекла. Вместо привычной двускатной кровли с чердаком Корбюзье сделал плоскую крышу, на которой разместил место для отдыха, солярий и сад.
Именно Корбюзье принадлежит идея использования в строительстве стандартных компонентов, изготовленных заранее на заводе, что широко применяется в наши дни. В связи с применением железобетонного каркаса, стены больше не являются несущими, а значит, что комнаты могут быть любых размеров и внутреннюю планировку можно организовать с большей эффективностью.
Все пространство дома организовано с целью комфортного передвижения. Винтовая лестница дает прямую вертикальную связь, а пандус формирует постепенное перемещение внутри дома, соединяя три уровня виллы и создавая прямое сообщение между внутренним и наружным пространством. Лента окон, протянутых вдоль фасада от угла до угла, оживляет пространство, соединяя в одну композицию интерьер и окружающую среду.
Во время Второй мировой войны вилла была частично разрушена и разграблена, а в 1958 г. городские власти приобрели её для размещения Детского дома.
11. Дворец Токио – Музейно-выставочный центр современного искусства Пале де Токио
Дворец Пале де Токио был построен в 1937 году вблизи площади Трокадеро на берегу Сены для Международной выставки искусств и технологий. Авторами проекта стали архитекторы Ж-К Дундель, А. Обер, П. Виар и М. Дастьюг. В последующие годы, функционируя как Дворец современного искусства, он привлек более 30 миллионов человек.
До 1986 года здесь располагался Музей импрессионизма и выставочные залы, до 1991 года работал Национальный фонд современного искусства, в 1988-1990 годах находился Институт перспективных исследований в области изобразительного искусства, а с 1984 по 1993 годы помещения дворца занимали Национальный центр фотографии и галерея Же-де-Пом.
Со временем его возможности перестали удовлетворять возрастающим потребностям общества. В 2001 году архитекторы Анн Лакатон и Жан-Филипп Вассал вдохнули в него новую жизнь, отреставрировав здание и разработав новое дополнительное пространство, благодаря которому площадь музея увеличилась с 7000 до 22000 квадратных метров.
Дворец выполнен в стиле ар-деко. Он имеет два крыла, выходящих к Сене, которые соединены изящной колоннадой. В западном крыле дворца находится Центр современного творчества, а восточное крыло занимает Музей современного искусства города Парижа. В новом кафе, расположенном на вершине Дворца, открывается один из лучших панорамных видов Парижа. Надо сказать, что парижский дворец Токио не имеет к столице Японии практически никакого отношения. Дело в том, что отделяющая его от Сены улица авеню Нью-Йорк до 1945 года называлась Токио авеню. Так же назвали и построенный рядом дворец.
12. Башня Монпарнас
Башня Монпарнас - единственный парижский небоскрёб, расположенный внутри исторического города. Она является своеобразной эмблемой города и лучшей смотровой площадкой.
57-этажный небоскреб Монпарнас, высота которого 210 метров, расположен в 15-м округе Парижа на месте бывшего вокзала. Фундамент Башни стоит прямо над метро, а само здание уходит вниз под землю на 70 метров, образуя шесть подземных уровней. Общая площадь Башни составляет 120 000 квадратных метров, из которых 40 000 отведено под фасад. Вес здания – 150 000 тонн, которые удерживает 56 железобетонных опор.
В самом подножье башни Монпарнас расположился торговый комплекс и плавательный бассейн, а также Международный центр текстильной продукции. На верхних этажах здания открыты ресторан, кафе, сувенирные магазины и обзорная площадка, на которую ежегодно поднимаются более 750 тысяч человек.
13. Жилой комплекс Ле Шу де Кретей (Les Choux de Créteil)
Ле Шу де Кретей – это большой жилой комплекс, построенный в 1974 году по проекту архитектора Жерара Грандвала. Комплекс расположен в Кретейе, юго-восточном пригороде Парижа. В его составе десять 15-этажных зданий цилиндрической формы и одно шестиэтажное здание в центре высоток.
Архитектор предложил для этого проекта социального жилья здания в форме остекленных цилиндров с массивными балконами-лепестками, расположенными в шахматном порядке и придающими выразительность художественному образу комплекса. По первоначальному проекту все балконы должны были иметь вертикальное озеленение, но от этого впоследствии отказались.
Уникальная форма зданий призвана быть функциональной - жилые помещения квартир расположены ближе к окнам, а 2-метровые балконы в форме лепестков, придающие зданиям неповторимый вид, обеспечивают их конфиденциальность. Десять круглых башен с необычными балконами-лепестками напоминают кукурузные початки, а расположенное в середине ансамбля шестиэтажное здание - капусту.
Проект был признан Министерством культуры Франции «Наследием ХХ века», а жилой комплекс Les Choux de Créteil считается символом французской архитектуры 1970-х годов.
14. Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду
Центр Помпиду открыт по решению президента Жоржа Помпиду в 1977 году с целью изучения и поддержки современного искусства. Многопрофильный культурный Центр включает в себя Национальный музей современного искусства, выставочные и концертные залы, кинотеатр, библиотеку, Центр промышленного дизайна, Институт исследования и координации акустики и музыки. Авторами этого удивительного сооружения, демонстрирующего высокотехнологичную архитектуру и урбанизм как движение и зрелище, стали Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс.
Здание представляет собой стеклянный параллелепипед длиной 166, шириной 60 и высотой 42 метров. Оригинальная идея архитекторов заключалась в расположении всех технических конструкций за периметром здания, благодаря чему высвободилось почти 40 тысяч квадратных метров.
Все лифты, эскалаторы, трубопровод и арматурные соединения оказались снаружи. Чтобы усилить зрелищность архитектурного объекта, структура и самые большие компоненты вентиляции были выкрашены в белый цвет, вентиляционные трубы - в синий цвет, водопроводные - в зелёный, электрические провода — в жёлтый и оранжевый, а эскалаторы и лифты - в красный.
Неожиданный яркий экстерьер поддерживается стильным интерьером. На первом этаже пятиэтажного Центра размещается кинотеатр, в котором проводятся кинофестивали, показы артхаусного кино. Второй и третий этажи занимает публичная библиотека, содержащая миллионы книг и видеофайлов, в числе прочего имеется литература на русском языке.
На третьем и четвертом этажах находится Музей современного искусства, коллекция которого насчитывает около 60 тысяч произведений искусства более чем пяти тысяч авторов. Представлены такие направления как живопись, дизайн, архитектура, фотография, инсталляция, видео и перфоманс. На пятом этаже Центра расположена галерея Grande Galerie, где демонстрируются временные экспозиции.
На западном фасаде красный эскалатор поднимается к вершине здания, откуда можно как на ладони увидеть весь Париж, от холма Монмартр до Собора Парижской Богоматери. Площадь перед Центром Помпиду любима художниками, музыкантами, циркачами и бродячими артистами.
15. Жилой комплекс «Les Orgues de Flandre»- «Органы Фландрии»
Жилой комплекс «Les Orgues de Flandre» -«Органы Фландрии», представляет собой группу жилых зданий на проспекте Фландр и улице Аршеро, построенных с 1974 по 1980 год по проекту архитектора Мартина ван Трека. Дома выполнены в стиле постмодернизма.
Мартин ван Трек взял за образец органные трубы — отсюда названия комплекса и башен – «Прелюдия», «Фуга», «Кантата» и «4». Башни рассчитаны на 1950 квартир. В самой высокой башне 39 этажей. В более низких корпусах размещается инфраструктура - детский сад, дом престарелых, магазины.
16. Ле Гранд Лувр – Стеклянная Пирамида Лувра
Архитектурный ансамбль «Стеклянная пирамида Лувра» был создан в 1989 году в рамках реконструкции и реорганизации Лувра. Автором удивительного проекта, органично соединившим древность и современность, ренессанс и футуристическую экстравагантность, стал китайско-американский архитектор И. М. Пей.
Большая стеклянная пирамида, окруженная тремя меньшими по размеру пирамидами, изменила облик старинного королевского дворца и площади перед ним. Масштаб большой пирамиды, которая спроектирована в тех же пропорциях, что и знаменитая пирамида Хеопса, не умаляет историческую природу музея, а напротив, сопоставляя современную структуру и архитектурный стиль французского ренессанса, создает дополнительный эффект, который усиливает красоту и величавость дворца, подчеркивает его торжественность и роскошь.
Пирамида общим весом 180 тонн состоит из 603 ромбовидных и 70 треугольных стеклянных сегментов толщиной 21 мм. Высота пирамиды — 21,65 метр, длина стороны основания — 35 метров, угол наклона — 52°. Со всех сторон пирамиду окружают треугольные бассейны с фонтанами. Текущая вода оживляет неподвижность стекла и приводит пирамиду в визуальное движение.
В прозрачном объеме пирамиды стихия воды буквально сливается со стихией воздуха. Это чувствует каждый, кто спускается в подземный мир стеклянной пирамиды по эффектной винтовой лестнице. Основная идея концепции проекта прослеживается и в оформлении интерьера. Стены и пол покрыты белым бургундским камнем, а на потолке выложена своеобразная мозаика в цветах синего, слегка облачного неба.
За внешне простым архитектурным решением пирамиды скрываются высокие технологии. К созданию металлических конструкций для крепления стеклянных элементов привлекались научные силы из различных областей знания. Чтобы стекло не пожелтело со временем, были разработаны уникальные процессы его изготовления.
В Стеклянной пирамиде размещается центральный вход в музей. Кроме того, здесь находятся кафе, гардероб, большой конференц-зал и дополнительные хранилища для музейных экспонатов.
17. Национальная библиотека Франции имени Франсуа Миттерана
Национальная библиотека Франции имени Франсуа Миттерана была открыта в 1996 году в живописном районе Парижа – на набережной Франсуа Мориака, левом берегу Сены. Автором проекта является современный французский архитектор Доминик Перро. Строительство нового корпуса библиотеки началось в 1988 году по инициативе президента Франсуа Миттерана.
Библиотека должна была стать одной из самых больших библиотек не только в Европе, но и в мире и обладать всеми современными средствами передачи и обмена информацией. Сегодня в библиотеке собраны не только исторические и современные сочинения, здесь регулярно проходят выставки и конференции. Это центр современной интеллектуальной жизни и культуры страны.
Здание состоит из четырех башен-корпусов, напоминающих открытые книги и обрамляющих парк площадью в 12 тысяч квадратных метров. Высота каждой 18-этажной башни достигает 79 метров.
Каждая башня имеет свое название и тематическое направление - Башня времен: философия, история, науки о человеке; Башня писем: искусство и литература; Башня законов: закон, экономика, политика; Башня чисел: наука и техника. Внизу на территории один гектар простирается роскошный сад, любоваться которым можно только из нескольких читальных залов. Он закрыт для свободного посещения. С берега реки впечатляющая лестница длиной в квартал ведет посетителей от тротуара к общественной эспланаде и эстакадным переходам, соединяющим все башни.
Сегодня в библиотеке хранится 30 миллионов книг и исторических документов, что делает ее крупнейшим хранилищем книг во Франции и одним из крупнейших в мире. Для размещения уникальной коллекции книг оборудовано 400 километров полок. Фонд библиотеки ежегодно увеличивается на 130 тысяч книг. Ее годовой бюджет составляет 254 миллиона Евро.
Библиотека получила множество престижных международных наград, в том числе архитектурную награду Евросоюза - премию имени Мис ван дер Роэ в 1996 году.
18. Музей на набережной Бранли
Музей на набережной Бранли открылся в столице Франции по инициативе президента Франции Жака Ширака, который первым высказал мысль о создании этнографического музея нового типа, главной целью которого стало бы улучшение отношений с неевропейским миром. От идеи его образования до открытия прошло долгих 10 лет. Открытие музея состоялось в присутствии генсека ООН Кофи Аннана в начале лета 2006 года.
Музей располагается на левом берегу реки Сены на набережной Бранли и имеет чисто топографическое официальное название — Музей на набережной Бранли, или музей искусств и цивилизаций Африки, Азии, Океании и Америк. Рядом с музеем находятся другие достопримечательности Парижа, в том числе Эйфелева башня, Лувр, Музей Орсе, Токийский дворец.
Здание музея имеет простую геометрическую форму, напоминающую вытянутую коробку длиной 220 метров с немного усечёнными углами. Над поверхностью земли её поддерживают 26 опор, расположенных в ассиметричном порядке.
Созданием этого чуда на протяжении 10 лет занимался дизайнер и ботаник с мировым именем Патрик Блан. «Растительная стена» Бланка состоит из разнообразных представителей растительного мира Китая, Японии, США и Центральной Европы. В живом полотне использовано почти 15 000 экземпляров 150 видов трав, мхов, папоротников и кустарников.
Тщательно подобранные по цвету для инсталляции растения создают оригинальные, узоры различных зелёных тонов с добавлением вкраплений коричневого, желтого и красного цветов. Фасады, которые не заняты зеленью, выглядят не менее удивительно. Они разноцветные, в основном выполненные в красно-лиловых тонах. С боков основного объема выпирают параллелепипеды разных размеров, которые делают строение особенно стильным и динамичным.
Главный вход в музей ведёт в просторное фойе, из которого посетители по широкой лестнице поднимаются к началу осмотра экспозиции. Вся экспозиция представлена в одном огромном зале 200 метров длиной и до 35 метров шириной, который разделен по центру диваном-перегородкой биоморфной формы.
В фондах музея собраны 300 тысяч предметов искусства, но демонстрируются только 3500, которые расположены по географическому принципу: Африка, Азия, Океания и Америка. Выставки обновляются каждые полгода. Эмблемой музея является «Ла-Чупикуаро» — небольшая полихромная женская фигурка из обожженной глины, представляющая доколумбову культуру Чупикуаро.
Музей на набережной Бранли – это не только этнографический музей, в котором собрана уникальная коллекция образцов первичного искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки, но и образовательно-просветительский и научный центр, а также клуб, где проводятся общественные мероприятия. Кроме того, в музее есть мультимедийная библиотека, театр и ресторан с видом на Сену и Эйфелеву башню.
19. Культурный центр Фонда Louis Vuitton
Культурный центр Фонда Louis Vuitton был открыт в октябре 2014 года президентом Франции Франсуа Олландом и Бернаром Арно, французским бизнесменом, президентом группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy. Основной целью Фонда является поддержка французского и мирового художественного творчества, открытие доступа к искусству максимально широкой аудитории посредством организации постоянных и временных экспозиций, выставок, концертных программ.
Центр построен на территории бывшего водного стадиона в Булонском лесу и прекрасно вписывается в окружающий ландшафт сада Jardin d’Acclimatation. Двухэтажное здание выполнено из множества белых блоков, которые облицованы панелями из армированного волокном бетона и окружены двенадцатью огромными стеклянными парусами, поддерживаемыми деревянными балками.
На создание уникального по красоте и применяемым технологиям фасада было использовано более 3600 стеклянных и 19000 ультра прочных бетонных панелей. Общая площадь поднимающихся над основным объемом здания парусов составляет 13,5 тысяч квадратных метров. Они изготовлены из отражающих свет стеклянных панелей, соединённых по уникальной методике в результате сложного технологического процесса.
Здание напоминает огромный айсберг, а паруса создают ощущение движения. Цвет и прозрачность стеклянных панелей меняется в зависимости от интенсивности освещения и создает потрясающее по красоте зрелище.
Структура стеклянной крыши позволяет зданию собирать и повторно использовать дождевую воду и улучшает ее геотермальную энергию. Среди поднимающихся на 46 метров парусов скрыты три открытые террасы, с которых открываются потрясающие виды на Эйфелеву башню, Булонский лес и башни Ла Дефенс.
В здании Фонда размещаются многофункциональный зал, несколько галерей, зал-грот, ресторан Le Frank, книготорговый центр, а также несколько экспозиционных площадок для выставок. Вестибюль на первом этаже спроектирован как активное социальное пространство с рестораном и книжным магазином. Под крышей культурного центра расположен концертный зал, сцена которого стала местом выступлений всемирно известных исполнителей классической музыки. Её художественное оформление выполнено специалистами компании UCKS, а звук обеспечивает акустическая система Nagata Acoustics.
Отдельный зал Фонда Louis Vuitton занимает ряд экспонатов, раскрывающих историю создания проекта и строительства здания. Примерно раз в полгода экспозицию музея Фонда Louis Vuitton обновляется за счёт обширной коллекции произведений искусства, принадлежащей семье Арно и компании Moët Hennessy - Louis Vuitton. Несколько помещений здания занимает экспозиция музея Фонда Луи Ваттона. Их общая площадь составляет 3,2 тысяч квадратных метров.
Фонд Louis Vuitton пополнил список достопримечательностей Парижа памятником, символизирующим архитектуру XXI века. Проект здания Фонда Louis Vuitton положен в основу нового Стандарта высокого качества окружающей среды.
20. Филармония Парижа
В середине января 2015 года в столице Франции состоялось открытие смелого проекта известного французского архитектора Жана Нувеля – нового здания Парижской филармонии , строительство которого велось 8 лет.
Филармония Парижа – это гигантский многофункциональный комплекс площадью 20000 квадратных метров. Помимо главного концертного зала, рассчитанного на 2400 человек, она включает в себя пять больших репетиционных аудиторий, 10 комнат для индивидуальной подготовки музыкантов, необходимое количество гримерных. К концертному ядру примыкает образовательный центр с библиотекой, музеем, музыкальными классами для детей. Внутри филармонии есть выставочный зал 800 квадратных метров, конференц-холл и два ресторана с панорамным видом на Париж.
Здание филармонии имеет необычную конфигурацию. Объект напоминает вздыбившуюся как после землетрясения оболочку Земли, вырвавшуюся наружу и застывшую магму. По замыслу автора проекта, этот образ должен быть метафорой мятежной музыки. Здание облицовано фигурными плитками, похожими на птичек. Их делали по семи разным шаблонам, они имеют не только разную форму, но и цвет. Всего было использовано 200 тысяч таких плиток.
Особую ценность представляет акустика главного концертного зала филармонии, над которой работали четыре команды инженеров под руководством ведущих мировых специалистов по акустике Гарольда Маршалла из Новой Зеландии и Ясухисы Тойоты из Японии. Надо отметить, что Жан Нувель выиграл проектный конкурс в том числе и потому, что его зал больше понравился профессиональным музыкантам.
В зале нет ни одного прямого угла, он похож на внутренности сильно помятого бейсбольного мяча. Оркестровая яма располагается в центре зрительской аудитории. Балкон, амфитеатр, ложа – все имеет неправильную асимметричную форму. Зал спроектирован так, что от любого зрительского кресла до оркестра расстояние не более 32 метров, в то время как в подобных больших залах этот показатель колеблется от 40 до 50 метров.
Стены зала отделаны рельефными деревянными панелями, под потолком закреплены объекты, похожие на проекции облаков. Такая конфигурация позволяет достичь стереофонического эффекта - звук не только напрямую достигает ушей зрителей, но и, отражаясь от стен, повторно становится объектом восприятия.
В филармонии установлена оригинальная система звонков. На всех этажах под потолком закреплены тысячи металлических пластинок, которые под давлением направляемого на
21. Культурный центр La Seine Musical
Культурный центр La Seine Musicale или Центр музыки и исполнительских искусств открылся в 2017 году на острове Сеген посреди Сены в парижском предместье Булонь-Бийанкур, на месте закрытого в 1992 году завода концерна Renault. Авторами этого амбициозного проекта стали японский архитектор Сигэру Бан и французский архитектор Жан де Гастин. Огромное здание длиной 280 метров и общей площадью 36500 квадратных метров, похожее на океанский лайнер, сохранило основные пропорции заводских корпусов и белую поверхность бетонных стен с небольшими окнами.
Экстравагантно выглядит помещённая над основным объёмом приплюснутая сфера с деревянным каркасом. Её поверхность облицована сияющими стеклянными пластинами в виде ромбов. Вокруг сферы вслед за движением небесного светила вращается гигантский парус, состоящий из многочисленных солнечных батарей. По замыслу архитекторов он выражает торжество технологий XXI в. и служит символом бережного отношения к природе.
Сквозь всё здание проходит своеобразная «крытая улица», пройтись по которой можно не приобретая билеты на концерт. Она начинается от главного фасада под гигантским проекционным экраном и выходит к террасе Place Rodin, на которой предусмотрено место для временных скульптурных выставок. Вдоль неё расположились проходы в главные залы музыкального центра, магазины, кафе и рестораны.
Это первый концертный зал во Франции, рассчитанный на 6000 человек, в котором можно провести шесть концертов за один уик-энд. К услугам гостей приподнятая аудитория яйцевидной формы для классической музыки, большой модульный концертный зал, репетиционные залы и обширный сад на крыше. Большая часть дневных потребностей в энергии на объекте обеспечивается большой подвижной изогнутой панелью солнечных батарей, которая покрывает меньшую аудиторию.
22. Музей современного искусства Франсуа Пино
В Париже планируется открытие Музея современного искусства для огромной коллекции произведений, которые принадлежат французскому миллиардеру и коллекционеру Франсуа Пино. Под музей было решено приспособить бывшую товарную биржу, которая находится в центре делового квартала Парижа, между бульварами Монмартр, Пуассоньер и Центральным рынком. Это буквально в десяти минутах ходьбы от Лувра и дворца Пале-Рояль. Прежде на этом месте стоял женский монастырь, упраздненный во время Великой французской революции.
Строительство Биржи началось в 1808 году на месте упраздненного женского монастыря и закончилось лишь в 1826 году, уже после смерти ее главного архитектора Александра Теодора Броньяра. В последующие годы к зданию осуществлялись пристройки, менялся вид и главного фасада. Работами руководили известные в то время архитекторы, среди которых Элуа Лабарр и Анри Блондель.
Для реконструкции здания и превращения его в Музей современного искусства был приглашен японский архитектор Тадао Андо. Стоящее на высоком подиуме и окруженное могучей колоннадой коринфского ордера, здание представляет собой типичный образец пышного и холодного наполеоновского ампира, который мы видим в ряде официально-правительственных сооружений той эпохи.
Тадао Андо предлагает поместить внутри существующего здания цилиндр 9 метров высотой и 30 – в диаметре, разбитый на три уровня, два из которых уйдут под землю. Внешнюю поверхность цилиндра и исторический «внутренний фасад» соединят коридором, благодаря чему получится новое циркуляционное пространство. Цилиндрическая галерея сформирует главное выставочное пространство, которое будет расположено в центре плана под куполообразным потолком здания.
Проект Тадао Андо помимо переделки интерьера включает в себя также восстановление внешнего и внутреннего облика здания по образцу 1889 года. В парижском проекте также принимают участие французское бюро NeM Architects, архитектор Пьер-Антуан Гатье и инженерная компания Setec. Реставрация постройки оценивается в $121 млн.
Сейчас постоянная экспозиция представлена лишь в Венеции - в Палаццо Грасси и в центре современного искусства Пунта делла Догана. В новом здании музея планируется проводить выставки живописи, скульптуры, фотографии, видео и инсталляций. Культурный центр станет подобием Fondation Louis Vuitton в Булонском лесу и Fondazione Prada в Милане.
Комментарии